Творчество

Киноискусство: от изумления к обыденности

  • 19.01.2016

Во время первых демонстраций фильмов Люмьеров нередко случалось, что зрители не верили увиденному. Они думали, что за экраном находятся актёры. Этих «неверующих» механики приглашали пройти за экран и самолично убедиться, что никого там нет.
А в одной из станиц Краснодарского края, где у богатого помещика было имение с прислугой, произошла и вовсе удивительная история. Помещик был родом из Петербурга, слыл человеком ультрасовременным и модным, и в числе других новинок он принёс в своё поместье киноаппарат. Это можно считать одним из самых первых в мире домашних кинотеатров. Фильмы вместе с ним смотрели члены его семьи и прислуга, которая состояла из местных крестьян. И в один прекрасный вечер демонстрировался фильм о Христе. Когда крестьяне увидели на экране идущего по воде «спасителя», они вскочили со своих мест и припали лбом к земле. Таким было впечатление простонародья от обыкновенной технической новинки.
Постепенно всеобщее удивление проходило, и кино превращалось просто в приятное времяпрепровождение, хотя и не стало ещё настоящим искусством. Поначалу киноаппаратов было мало, они были дорогими, особенно за пределами Франции. Киномеханики боялись, что аппарат могут похитить, изучить устройство и наладить массовое производство аналогичных устройств, поэтому они часто носили его с собой даже ночью. Но вскоре эти опасения стали напрасными: количество киноаппаратов по всему миру увеличивалось. Доходы стали терять даже сами Люмьеры, поначалу сколачивавшие целые состояния. Ещё одна опасность исходила от учёных, ставивших опыты с телевидением: первые механические телевизоры (с диском Нипкова) появились в продаже в первые годы ХХ века.
Чтобы сохранить позиции, производителям фильмов пришлось выйти на новый уровень. С одной стороны, кино превратилось в движущийся вариант художественной литературы, с другой – стало средством массовой информации и пропаганды. Последнюю возможность кинематографа и имел в виду Ленин, когда сказал, что «важнейшим из искусств для нас является кино». Новое устройство давало большевикам такие возможности в политической борьбе, которых не было у их предшественников, вооружённых только плакатами и прокламациями. Движущиеся изображения по-настоящему поражали простонародье, чем и пользовались русские коммунисты для распространения своих идей. Уже в новой, Советской России человек с киноаппаратом и вовсе превратился в важную персону.