Другое
Алексей Нечаев об итогах выборов 2020: Выездное голосование – удар по легитимности
29.09.2020 13:54
Алексей Нечаев назвал выездное голосование ударом по легитимности. В интервью журналу «Эксперт» лидер партии «Новые люди» рассказал, что самой большой проблемой прошедших выборов стало 3-дневное голосование – причём не сама длительность, а процент избирателей вне участков.
— Какие задачи вы ставите перед партией по итогам этих выборов? Локально по тем заксобраниям, где прошли депутаты «Новых людей».
— Сейчас смотрим, кто избран, есть ли возможность каких-то коалиций. Мы хотели сделать большие фракции, но, к сожалению, у нас это не очень получилось. Прошло по несколько депутатов – один, два, три. Это, конечно, мало для влиятельной позиции. Но это много с точки зрения практического знания, как работает система в регионах. У нас появился доступ к информации, мы можем не давать делать какие-то очевидные глупости или предавать их публичности. Но, к сожалению, это не тот ресурс влияния, который мы намеревались получить.
— Как вы оцениваете саму систему после того, как вы получили первый опыт прохождения через выборы?
— Мы в четырёх регионах имели зарегистрированный список и во всех регионах прошли. Мы поставили больше десяти тысяч наблюдателей на пяти с лишним тысячах участков, и видели, что на самих участках было много мелких нарушений. Например, карандаш, а не ручка. Но по нашему замечанию сразу все устраняли. Система на дурачка была настроена: прокатит – не прокатит.
Дальше мы столкнулись с тем, что, например, в Нижнем Новгороде наших наблюдателей пытались вывести с участков, сказав, что они незаконные наблюдатели. Кого-то на двух участках с полицией вывели. И я понимаю, что за этим стоят конкретные депутаты, которые уже размечтались, что они будут в местной областной думе, а тут какие-то лишние люди. На местном уровне очень многое решается.
Из большого: конечно, сейчас оппозиция обсуждает проблему с 3-дневным голосованием. Причём проблема не в длительности, а в том, что выборы шли не на избирательных участках. В прошлом году доля выездного голосования была три-четыре процента в регионах. А в этом году досрочное голосование открыло лазейку выездному. В результате, по нашим данным, в Томске доля выездного голосования – 32 процента, в Воронеже – 55 процентов. То же самое в Краснодаре. В Костроме – 44 процента. В Калуге – 59 процентов. И мы, конечно, видим корреляцию: чем меньше выездного голосования, тем больше наши результаты. Например, в Воронеже и Белгороде нас вообще не допустили. А в Белгороде доля выездного голосования – 77 процентов. Что у них, три четверти людей – больные и инвалиды? Это удар по легитимности. Общество совершенно не заинтересовано в этом.
— Какие планы, какая стратегия сейчас вырабатываются в рамках деятельности партии?
— Стратегия была у нас уже год назад. Мы первым шагом взяли весь наш актив, который был в регионах, и передислоцировали в те 12 регионов, где были выборы. И если сначала у нас было несколько сотен активистов, то сейчас уже несколько тысяч активистов-организаторов и несколько десятков тысяч рядовых активистов, которые прошли кампанию. Они собирали подписи, стояли в пикетах. Молодые, образованные, умные, идейные люди. Поэтому первый пункт: мы строим партию, которая не то что имеет представления, какие-то мечты о политическом процессе, а имеет опыт реальной борьбы.
Активисты собрали кандидатов – первоклассных людей, которые независимы от бюджета, которые ведут свои социальные программы много лет. Они собрали подписи за этих кандидатов. Они организовывали наблюдение. И это всё настоящие идейные люди, которые будут стремиться строить партию в регионах.
Второе: конечно, нам нужны кандидаты, которые будут и в списках на Госдуму, и сильные одномандатники, которые готовы к тому, что на них будет оказываться давление, их будут пытаться перекупить. Поэтому сейчас – подбор кандидатов. И третье – подготовка и ведение самой кампании.
— Если говорить по содержанию, работе с реальными проблемами граждан, выстраиванию более чёткой, более нацеленной, фокусной программы – в этом направлении планируются какие-то действия?
— Во-первых, у всех кандидатов есть либо программы, либо какие-то дела, либо целые социальные машины. И все эти дела нацелены на то, чтобы решать задачи людей.
Например, в Костроме есть городской парк, который был обновлён в 1975 году. Прошло почти пятьдесят лет. Мы сделали проект за деньги партии, привлекли прекрасных московских архитекторов из МАРХИ и местных активистов. Сейчас наши депутаты будут пробивать, чтобы эту реконструкцию сделали с использованием инициативного бюджетирования.
У нас есть большой проект по обустройству реки Оки для Рязани, озера для Новосибирска на базе карьера. Это не сейчас появилось «под выборы», мы это давно уже делаем. В Калуге у нас женщина чистит местный парк уже шесть лет. Сейчас благодаря тому, что она с нами, мы усилили её. В этом смысле мы партия на земле, а не бутиковая партия московских звёзд.
Интервью брал Тихон Сысоев.