bs_tg
Другое

Как снизить стресс от ЕГЭ. Советы ученикам и родителям

04.06.2021 09:17

Партия «Новые люди» выступает за реформирование системы ЕГЭ: единый экзамен должен быть добровольным, а у ученика должно быть несколько попыток.

Единый государственный экзамен является серьезным испытанием для учеников и мощным нервным напряжением для родителей. Чрезмерный прессинг, страхи, тревоги – как осознать, что все не так страшно? Как пройти этот шторм с минимальными потерями для психики и здоровья?

Советует известный российский педагог, один из лидеров партии «Новые люди» Артем Соловейчик.

Во-первых, остановиться и задать себе простые вопросы. Что стоит на кону? От чего возникает тревога? В чем самый сильный страх? И дать на них искренние ответы. Ведь именно страхи и тревоги превращают процесс сдачи экзамена в серьезный стресс.

Опыт сдачи ЕГЭ, может стать драматичным и сложным этапом по целому ряду причин. В одной точке сходится очень много сюжетов, и их развязка зависит от результатов, которые покажет выпускник. Что это за сюжетные линии?

Во-первых, конечно, экзамен это проверка способности ученика удерживаться в решении большой и сложносочиненной задачи длительное время. Быть может юный человек, впервые в жизни оказался включенным в достижение цели, которую он сам себе поставил. Ведь подготовка к экзамену порой длится не один год.

Во-вторых, многими выпускниками результаты ЕГЭ воспринимаются как оценка их способности принимать ответственные решения, следовать тому, что они обозначили как приоритет, доказывать действием силу своего намерения. Фактически, как будто бы в воздухе висит вопрос: а достаточно ли ты готов к тому, чтобы называться взрослым, самостоятельным?

И здесь мы подходим к еще более глобальному контексту – ЕГЭ завершают этап 11-летнего периода в жизни человека, который всего то прожил не более 18 лет. Насколько я готов взрослеть, что для меня взросление, понимаю ли я, чего хочу, умею ли я разумно оценивать свои ресурсы, чья поддержка мне нужна, в чем я уже самостоятелен… Видите, как много вопросов и вот все они роем, поднимаются и начинают гудеть в головах детей. И тем же самым роем они гудят и в головах родителей.

Совет, если он вообще здесь уместен, у меня один и очень простой. Мы никогда не знаем, как пройдет экзамен. Это точка неопределенности. Мы можем готовиться, но знать наперед как карта ляжет, какой вариант выпадет, что произойдет в момент вспоминания или написания – наверняка мы знать не можем. Но в одном мы можем быть абсолютно уверены. Что бы ни произошло, каков бы результат ни был - он в любом случае будет всего лишь информацией о нас самих. Любое испытание это возможность для человека узнать что-то новое про себя. И эту возможность точно упускать не надо. Ошибки, которые мы совершаем, говорят о нас, о наших глубинных потребностях гораздо больше, чем наши достижения.

И второе, не менее важное, и в этом, я обращусь к родителям и учителям – важно понимать, что при всей значимости экзаменов и в целом академических достижений, они увы не делают человека счастливее, не влияют на способность и умение человека проживать счастье, находить то, что делает счастливым именно его. И к сожалению, или к счастью, данный навык лежит за рамками школьной программы. Но я знаю точно, что качество жизни любого человека во многом зависит от возможности быть услышанным, увиденным, признанным. Возможности испытать на себе уважение и принятие, в первую очередь со стороны тех, кто для этого человека значим. Поэтому и родителям, и учителям я бы хотел пожелать создать такое пространство отношений с детьми, в которое они всегда могут прийти, не зависимо от результатов жизненных испытаний, в череде которых ЕГЭ это лишь первый шаг. Знать, что что бы ни произошло, после любого шторма, есть те, кто тебя будут ждать и будут тебе рады, просто потому что ты есть – величайшая поддержка любому моряку, уходящему в плавание.