На данный момент у России самая низкая среди стран с похожим уровнем развития доля малого и среднего бизнеса в ВВП (около 20,2%). Экономика, в которой доминирует крупный бизнес, становится негибкой, и экономический рост приносится в жертву стабильности.
И действительно, госкомпании и госкорпорации вместо точек роста превратились в «черные дыры», поглощающие экономику вокруг себя. Зонами сверхприбыли являются бюджетные потоки. Огромное количество, казалось бы, коммерческих компаний, в реальности являются прикормленными структурами для конвертации бюджетных денег в частные доходы.
- Увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВВП страны до 50% в течение 10 лет. Малый и средний бизнес – авангард экономики, он мобилен, способен быстро адаптироваться к изменениям. Это проявляется и в скорости освоения новых открывающихся ниш, и в способности быстро наращивать или сокращать объемы производства, и в скорости внедрения инноваций. Создать систему преференций, направленную на развитие в стране малого и среднего бизнеса.
- Ограничить конкуренцию со стороны госкомпаний. Уменьшить влияние госкорпораций на высококонкурентных рынках. Частный бизнес заведомо слабее могущественных госхолдингов. Государственные компании должны создавать новые рынки, а не скупать частные компании.
- Ввести в оборот простаивающие земли. Задействовать их для ведения бизнеса и строительства жилья. Инвестиционные аукционы позволят вернуть земли в оборот.
- Перезагрузить систему госзакупок. Отменить 44-ФЗ, ставящий приоритетом дешевизну услуги в ущерб ее качеству. Новое законодательство, регулирующее госзакупки, должно опираться на формулу цена/качество