Нагрузка учащихся в России одна из самых больших в мире, при этом качество образования падает. Оно предельно формализовано. Прицел на ЕГЭ, тесты и другие виды контроля и отчетности. Школьники живут в постоянном психологическом напряжении, выпускники вузов оказываются лишены реальных знаний, не могут найти работу, место в жизни.
Каждый ребенок индивидуален. Только путем разнообразия возможностей и многочисленных проб есть шансы развить таланты каждого. Идея единого образовательного пространства, «единого учебника» противоречит этой базовой установке современного образования.
- Воспитывать самостоятельность, предпринимательское мышление, предпринимательскую грамотность. В школах, колледжах и университетах приоритетными сделать программы, развивающие нестандартное мышление, способствующие решению социально значимых или фундаментальных академических задач, приобретению практических знаний, развитию самостоятельности.
- Направить ЕГЭ исключительно на интересы детей. ЕГЭ должен быть добровольным и включать в себя несколько попыток. Проводить ЕГЭ должны независимые негосударственные тестирующие компании, а его результаты могут принадлежать только ученику и его семье. Запретить использовать результаты ЕГЭ для оценки качества работы учителя, школы, региона.
- Профориентация должна стать практической, а не теоретической. Открыть центры подростковой занятости, поддержать интерес школьников к участию во взрослой жизни – трудовой, волонтерской, социально значимой.